Українська Русский English
Отдых в УкраинеСтатьи для туристов

Сувенирная продукция в туризме

2011-05-24 | просмотров: 8176

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:

- транспортные предприятия;

- предприятия питания;

- предприятия размещения;

- туристские, экскурсионные бюро и компании;

- учебные заведения туристского профиля;

- информационные и рекламные службы;

- предприятия по производству сувениров;

- предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;

- научно-исследовательские организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом и существенно снижает планируемые доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

К сожалению, не все и не всегда это понимают, и поэтому сувенирной продукции, её производству и использованию в процессе и в целях туризма не уделяется внимание как в теории туризма, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие и сущность сувенира.

История сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для подарка другому лицу.

В большинстве случаев сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли.

Бутылка вина, привезённая из Франции, или коробка сигар из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная ракушками, но возможно и лучше. По утверждению учёных, запах и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем даже просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Критерии, по которым то или иное изделие можно отнести к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно оформлена, отображать местные природные или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов. К сожалению, последнего не понимают многие тюменские художники, пишущие картины больших форматов, а также работники художественных салонов, предлагающие их туристам в качестве сувениров, от которых они, естественно, отказываются.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностейI. По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с определённым местом, отражающие природу, национальные и местные особенности;

2) сувениры, связанные с какой-либо датой или определённым событием;

3) сувениры, связанные с какой-либо выдающейся личностью;

4) комбинированные.

II. По способу использования сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

III. По преобладающему материалу сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева различных пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток, ткани, пряжи;

11) сувениры из кости, рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные из нескольких материалов.

IV. По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на:

1) сувениры народных художественных промыслов;

2) сувениры художественной промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

- сувениры кондитерской промышленности;

- сувениры ликёроводочной промышленности;

- сувениры табачной промышленности;

- прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт – совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Таким образом, с точки зрения теории туризма сувенир – это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Необходимо понимать, что услуги, входящие в тур, это ещё не весь турпродукт. Турист, помимо этого, рассчитывает потратить деньги на дополнительные услуги и на товары, которые туристский центр должен им предоставить, если хочет получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный элемент туристского путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

Сувенир – это частица культуры народа. Совершенно справедливо их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют.