Українська Русский English
Отдых в УкраинеСтатьи для туристов

Палестина

2013-07-25 | просмотров: 3017

ПАЛЕСТИНА, Св. Земля, страна, где совершились важнейшие события библейской истории, где проповедовали *пророки и где прошла земная жизнь Богочеловека, Иисуса Христа.

Палестина Палестина Палестина Палестина Палестина Палестина

Название Палестина (Palaist…nh) было дано ей греками и происходит от евр. слова Пелешет, к-рое обозначало побережье страны, населенное в древности филистимлянами. У египтян весь этот район назывался Х а р у, а местные жители называли Палестину Х а н а а н о м, по имени хананеев, народа, обитавшего на территории совр. Израиля и Ливана (сев. хананеи именовались также финикийцами). В Библии Палестина обычно называется Э´рец Исраэ´ль, Земля израильская (греч. gÁ' Isra»l, см.Мф 2:21).

Палестина была населена с глубокой древности, и на право владеть ею претендовали мн. народы и завоеватели. Это объясняется не природными богатствами страны, а ее стратегич. положением на перекрестке дорог, связывающих три континента: Африку, Азию и Европу (см. ст. География библейская).

Первые следы обитания человека в Палестине относятся к эпохе нижнего палеолита. В галилейских пещерах Схул и Табун найдены кости неандертальцев, наиб. близких к человеку совр. типа (см.М.М.Герасимов. Люди каменного века, М., 1964). В период неолита в Палестине возникают города; среди них — один из древнейших в мире, Иерихон (основан ок.8-го тыс. до н.э.). Семитские племена впервые поселяются в Палестине ок. 5-4-го тыс. до н.э.

Ок. 2500-2000 Палестиной владеют различные народы, объединившиеся в города-государства. Среди них, кроме хананеев, ВЗ называет семитское племя аморитов (амореев), индо-европейцев хеттов (хеттеев) и хурритов (хорреев; см. ст. Нузийские тексты), выходцев из М. Азии и сев. Двуречья и др. Ок.1700 в Палестине на время устанавливается власть гиксосов, воинств. племен азиатского происхождения. Центром их экспансии становится палестинский г.Хеврон, откуда они совершают покорение Египта.

Ок.1500 фараоны, свергнув власть гиксосов, подчиняют своему контролю Палестину (походы Тутмоса III), но ок.1400 их власть над страной ослабевает, расшатанная восстаниями *хапиру.

Ок.1200 в Палестину почти одновременно вторгаются израильтяне и филистимляне, пришедшие из Эгеиды. В борьбе между ними за господство последние получают перевес, и только в 11 в., в эпоху прор.Самуила и царя Саула израильтяне начинают обретать независимость.

Ок.1000 царь Давид окончательно оттесняет филистимлян к побережью и создает Израильскую империю, включившую *Ефрем, Иудею, Моав, Аммон, Едом и Сирию. Границы ее простираются от Кадеша на Оронте до залива Красного моря. В 931 эта империя распадается и само евр. царство образует два независимых гос-ва: Северное и Южное, Израиль и Иудею (см. ст. Разделение царств). В 8 в. оба они подпадают под власть Ассирии, а в 722 Северное царство окончательно уничтожается ассирийцами.

В 628 иерусалимский царь Иосия возвращает Иудее автономию и объединяет всю Палестину. Но после его гибели (609) страна сначала подчиняется фараону Нехо II, а затем (в 604) нововавилонскому царю Навуходоносору II. Попытки Иудеи восстать против Вавилона приводят к разрушению Иерусалима и ликвидации евр. гос-ва (осн. ч. населения депортируется в Вавилон).

После взятия Вавилона иранским царем Киром (538) значит. часть иудеев возвращается в Палестине, к-рая становится областью Егуд и входит в Заречную сатрапию державы Ахеменидов.

В 332 Палестина оказывается под властью Ал. Македонского, а затем его преемников (диадохов). Сначала она отходит к Лагидскому Египту, а ок. 198 к царству Селевкидов. В 70-60-е гг. 2 в. Селевкидский царь Антиох IV Епифан пытается уничтожить иудейскую религию, что вызывает вооруженное восстание (см. ст. Маккавейские книги). В итоге Иудея получает независимость. Над всей Палестиной устанавливается власть династии Хасмонеев.

В 63 до н.э. Помпей, вмешавшись в династич. споры Хасмонеев, подчиняет страну Римской империи.

При иудейском царе Ироде I Великом (37-4 до н.э.) П. вновь получает формальную автономию, хотя и сохраняет внешнеполитич. зависимость от Рима. После смерти Ирода, в евангельскую эпоху, П. оказывается разделенной на 4 части (тетрархии). Галилеей и Переей управляет Ирод Антипа, сев.-вост. областью — Ирод Филипп, Иудеей и Самарией — римский прокуратор, а заиорданская область Декаполис образует союз грекоязыч. городов.

Два восстания евреев против римского ига (66-70 и 133-35) приводят к вторичному уничтожению остатков иудейского гос-ва и депортации большинства населения. Иерусалим переименовывается в Элию Капитолину.

В 395 П. входит в состав Вост. Римской, или Визант. империи. Многие иудеи к этому времени возвращаются на родину.

В 640 «византийский период» истории Палестины кончается. Ее захватывают и заселяют арабы.

В 1099 в страну вторгаются крестоносцы, оттесняют мусульман и создают собств. Иерусалимское королевство.

В 1187 после успешной кампании султана Саладина П. включается в состав исламского егип. султаната.

В 1517 начинается «турецкий период» истории П., к-рый длится до конца 1-й мировой войны.

С 1922 по 1947 страна находится под мандатным управлением Великобритании. В 1948 по решению ООН в П. запланировано создать два гос-ва: израильское и арабское. Но в результате арабо-израильской войны, начавшейся сразу после провозглашения гос-ва Израиль, значит. часть планируемого араб. гос-ва оказалась аннексированной израильтянами. Затем следуют еще три крупных арабо-израильских военных конфликта, к-рые еще более усугубляют сложность положения во всем регионе.

Однако, несмотря на войны, ареной к-рых была Палестина, она всегда оставалась местом *паломничества и археологич. раскопок, связанных со свящ. историей. Там протекала деятельность мн. экзегетов святоотеч. периода (*Оригена, *Памфила, *Евсевия Кесарийского, блж.*Иеронима и др.). Трудами правосл. палестин. монашества было создано немало церк. песнопений, молитв, богослужебных уставов. На территории Палестины существуют библ. *институты и *музеи, основанные представителями разных религий и конфессий (в частн., *Иерусалимская библейская школа, Экуменический ин-т, Американская школа восточных исследований, хранилище для *Кумранских текстов, музей под открытым небом, представляющий собой макет Иерусалима евангельских времен и т.д.). В 19 в. для нужд рус. паломников была образована *Русская духовная миссия, а для изучения прошлого и настоящего Палестины — Российское *Палестинское общество.

В древности Палестиной называли лишь узкую береговую полосу, населенную Филистимлянами, Филистина-Палестина.

Палестина - небольшая страна на восточном берегу Средиземного моря. Она занимает полосу в 250 километров длиною и от 100-150 километров шириною (по площади вдвое меньше Баварии).

С севера Палестина граничит с Сирией, упираясь в юго-восточный склон горы Ермон; на западе омывается Средиземным морем; на юге и востоке соприкасается с бедводными и песчаными пустынями, которые в периоды расцвета под воздействием культуры отходили, а в эпохи упадка снова надвигались и отвоевывали занятые земли.

В древности Палестиной называли лишь узкую береговую полосу, населенную Филистимлянами, Филистина-Палестина, в отличие от остальной страны, занятой Хананеями и называвшейся землей Ханаанской. Теперь вся страна носит название Палестина.

За исключением узкого морского побережья вся страна представляет собой ряд плоскогорий, пересеченных оврагами и ущельями. Oсобенно замечательна долина Иордана - глубокое и живописное ущелье, рассекающее всю страну на две половины: западную и восточную. По этой долине с севера на юг протекает Иордан почти с быстротой водопада. Его течение объясняется своеобразиeм горнoй местности. Болотистое озеро Мером в истоках Иордана лежит только на два метра выше уровня моря, а находящееся шестнадцатью километрами южнее Генисаретское озеро уже на 208 метров ниже уровня моря. Мертвое море, в которое впадает Иордан, ниже уровня на 391 метр. Oнo представляет собой огромный бассейн стоячей воды, которая, благодаря испарению, чрезвычайно богата солями (около 25%). Такой состав воды делает ее непригодной для жизни. Река Иордан свои главные притоки, Ярмук и Иавок, принимает с востока, а с запада - менее значительные потоки. Кроме Иордана в Мертвое море впадают еще небольшие речки Арнон и Кедрон.

Палестинское плоскогорье не имеет высоких гор. Общеизвестная горная цепь Антиливан с самой высокой вершиной Ермон едва достигает 1,856 метров, а горы Галаадские еще ниже - около 960 метров. Из упоминаемых в Библии гор следует отметить - в Самарии вершины Гевал и Гаризим, а между ними долину Изреель. В пределах города Иерусалима находится гора Мориа, или Сион, на которой Авраам должен был принести в жертву сына, и где впоследствии был восдвигнут храм Соломана.

Климат Палестины подтропический и континентальный, этим и обусловливаются резкие колебания температур. В глубокой и защищенной долине Иордана температура летом бывает до 50% С, нo cмена времен года происходит в Палестинe с большой правильностью. Лето начинается в мае и продолжается до ноября. Зима изобилует дождями и начинается с ноября, c так называемого в Библии "раннeго дождя", который и подготовляет почву для посева. Затем тянется период дождей, в конце которого выпадает "дождь поздний", предвещающий наступление жатвы и лета.

Кроме Иерусалима, следует упомянуть Хеврон (Кириаф-Арбы), древний город, где была погребена Сарра. Вифлеем, играющий столь видную роль в истории Израиля: там похоронена Рахиль, жена Иакова, в его стенах жили Руфь и Вооз; в нем родился Давид, а позднее - Спаситель мира. Иерихон - первый из городов, завоеванных Израилем при его вступлении в обетованную землю. На побережьe Средиземного моря известны: Газа, Аскалон и Яффа (Иоппия). В стране Самария - древний Сихем у подножия горы Гаризим и город Самария. В Галилее: Изреель, Кана, Капернаум, Вифсаида. В Заиордании: Кесария Филиппова, a у подножия горы Ермон: Едрея, Гадара, Астарот.

Палестину населяли различные ханаанские племена, которые яростно сопротивлялись приходу Израиля на эту землю и, eго присутствию нa нeй. Даже спустя 250 лет после взятия Иерихона, во дни Саула, Израильтяне все еще не были полновластными хозяевами всей страны. Прочно осели они лишь в ee центрe. Распределение земель между двенадцатью коленами Израиля, описанное в книги Иисуса Навина, представляет лишь идеальную схему, в полной мере не осуществленную, так как при царе Соломоне все колена слились в один народ Израильский.

В позднейшее время Палестина политически делилась на пять частей: две из них, Перея и Васан в Заиордании; и три в западной Палестине: Галилея на севере, Самария в центре и Иудея - на юге. Ко времени рождения Иисуса Христа вся Палестина образовала одно государство под властью царя Ирода. Незадолго до страданий и смерти Господа Иисуса, Иудея и Самария были выделены в особую область, подчиненную наместнику Римского Императора Понтию Пилату (Мат.27:2). Галилея и Перея стали полуавтономным княжеством под властью Ирода Антиппы, а Васан был подчинен Филиппу, брату Ирода.