Українська Русский English
Отдых в УкраинеСтатьи для туристов

Православие в Ливане

2016-06-11 | просмотров: 1260

Христиане стали появляться на территории современного Ливана еще с первых веков от Р. Х. Но гонения на них в этих землях продолжались до 324 года, когда византийский император Константин Великий, сделавший христианство государственной религией, разгромил императора Лициния, правившего на Востоке, и объединил Римскую империю под своей властью. В конце V — начале VI века появляются ереси несторианства и монофизитства. Ереси жестоко осуждались на Церковных Соборах, что вынуждало их сторонников скрываться от преследований в труднодоступных областях. Для многих сект такой областью стал Горный Ливан. Сейчас в Ливане проживает около 2 млн христиан (40 % населения), и это единственная страна арабского мира, где количество мусульман незначительно больше, чем христиан. Но, как пишет в своей книге иорданский принц Аль Хасан Бин Талал, «намного более значимым показателем, чем численность христиан в современном арабском мире, является их общественная, экономическая, культурная и в некоторых случаях политическая значимость. На протяжении XIX века христиане Оттоманской Сирии (нынешние Ливан, Сирия, Палестина, Израиль и Иордания) — играли ведущую роль в арабском возрождении в тот период. В это время из их числа выходит плеяда великих ученых и мыслителей, оказавших значительное влияние на возрождение арабского гуманизма и заложивших интеллектуальные основы национальной арабской идеи» . Рассмотрим крупнейшие из существующих в Ливане христианских конфессиональных общин.

Православная Церковь является древнейшей церковью Ливана. Ее официальное название — Антиохийская Православная Церковь (в документах на арабском языке — Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная Православная Церковь. Антиохийский патриархат — это один из четырех древних Восточных патриархатов Византийской православной Церкви. По преданию, церковь была основана около 37 года. в Антиохии апостолами Петром и Павлом. Патриархатом Антиохийская церковь была признана на Халкидонском вселенском соборе 451 года. В догматическом, обрядовом и культовом отношении Антиохийская православная церковь мало чем отличается от других православных церквей. Как пишет в своей «Записке» К. Д. Петкович: «Православные поселились на Ливане вследствие тех же самых причин, кои побудили искать на нем убежища и другие народности или религиозные общины, то есть гонения и преследования за религиозные убеждения со стороны господствующей в Сирии религии» . Православные на Ливане не имели политических устремлений, однако, Международная комиссия 1861 г., по настоянию русского комиссара Г. Новикова, наделила православных в Ливане теми же правами, что и остальные народности, даровав им православную каймакамию в Куре на северо-западе Ливана. Мусульманские правители Ливана преимущественно проводили политику веротерпимости, поэтому большая часть населения продолжала придерживаться христианской религии, но стала быстро подвергаться процессу арабизации. В Средние века почти все богослужебные книги и Библия были переведены на арабский язык, на нем же совершалось и богослужение. Греко-православная церковь — вторая по величине христианская община в Ливане, составляющая около 8-11 % населения страны. В отличие от других крупных религиозных общин (например, друзов и маронитов) среди православных не было крупной феодальной знати. В основном представители этой общины — крестьяне, а также ремесленники, служащие и мелкие торговцы. У Греко-православной общины есть свои представители в парламенте (около 11 человек). Эта христианская община Ливана в церковно — административном отношении подчинена антиохийскому патриарху, имеющему резиденцию в Дамаске. Отсюда направленность этой общины на контакты с Сирией вплоть до идей объединения государств Сирии и Ливана.

Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40 % населения (по другим данным — около 30 %). На территории Ливана сосуществуют шесть восточнокатолических церквей, есть большая греческая православная община.