Українська Русский English
Отдых в УкраинеСтатьи для туристов

Если потерялся багаж

2015-02-25 | просмотров: 1858

Вы прилетаете в страну, прошли таможенный контроль и идете к конвейерной ленте получать свой багаж, однако его там нет. Вы понимаете, что ваш багаж пропал, не долетел или потерялся. Ситуация достаточно неприятная! Но и здесь не надо отчаиваться! Полную ответственность за багаж пассажира несет авиакомпания, и только она, в случае чего, компенсирует потерю.



Возможно, ваш багаж отстал и прилетит следующим рейсом. К сожалению, багаж иногда теряется на всех рейсах авиакомпаний. Всегда сохраняйте в билете багажные бирки – это ускорит поиск. Никогда не сдавайте в багаж документы, кредитные карточки, деньги и драгоценности.

Оставленный, забытый или потерянный багаж, перевозка которого была оплачена по соответствующему багажному тарифу, досылается в пункт назначения, остановки или трансфера без дополнительной оплаты.

Отвественность перевозчика

Перевозчик несет ответственность за:

сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи его получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации;

утрату или недостачу багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью. В этом случае перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности; но если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, он несет ответственность в размере действительной стоимости;

утрату или за недостачу багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности. В этом случае перевозчик несет ответственность в размере действительной стоимости. Пределы ответственности, установленные в настоящем пункте, не применяются, если будет доказано, что вред возник вследствие умысла или грубой неосторожности перевозчика;

повреждение багажа. В этом случае перевозчик несет ответственность в сумме, на которую понизилась стоимость багажа.

При утрате или недостаче багажа, перевозка которого оплачена, перевозчик, наряду с выплатой возмещения, возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный багаж.

В случае сдачи пассажиром к перевозке нескольких мест багажа перевозчик возмещает ущерб за утраченный багаж соответственно объявленной ценности каждого места багажа. Если же оценка была общей для всех мест – соответственно массе утраченного багажа.

В тех случаях, когда по вине перевозчика повреждена упаковка багажа, перевозчик обязан до выдачи багажа его владельцу устранить ущерб (заменить поврежденную упаковку новой) или при выдаче багажа возместить пассажиру стоимость упаковки.

Пассажир должен доказать, что утрата, повреждение или недостача вещей, вложенных в багаж, произошли во время перевозки, а также указать размер причиненного ему вреда.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, например, из-за:

вины лица, сдавшего или получившего багаж;

естественных свойств перевозимых предметов;

недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;

особых свойств находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

Перевозчик не несет ответственности:

за недостачу массы перевозимого багажа без следов хищения и повреждения упаковки, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача багажа произошла по вине перевозчика;

за просрочку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от перевозчика, например, вследствие неблагоприятных метеорологических условий;

за утрату вложенных в багаж денег и ценных бумаг, документов, драгоценностей и других подобных предметов, требующих особых мер хранения при перевозке.

Что делать, если потерялся багаж?

В первую очередь необходимо обратиться к представителю перевозившей вас авиакомпании или к сотруднику стойки розыска багажа Lost & Found, которая есть практически в каждом международном аэропорту.

Там надо заполнить акт розыска багажа. В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Пассажир также должен предъявить представителю авиакомпании отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета. Акт необходимо составить в двух экземплярах – один направить руководству авиакомпании, второй оставить у себя, на всякий случай. У сотрудника авиакомпании, который помогал составлять акт, не лишним будет взять телефон – не исключено, что с поиском багажа возникнут проблемы.

Возможно, что сотрудники авиакомпании откажутся в составлении этого документа, тогда вы должны составить собственный акт об отказе сотрудников зафиксировать факт утраты. В этом акте необходимо присутствие 2 свидетелей, указать их личные данные и контактную информацию, также указать, по возможности, данные сотрудников, которые отказали в данной просьбе. Далее вы на основании этого акта подаете претензию в представительство авиакомпании. Претензия составляется в письменной форме, в ней указываются:

1) наименование организации, которой адресована претензия;

2) изложение обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии, и доказательства, подтверждающие их;

3) ссылки на соответствующий нормативный акт либо конкретные условия договора;

4) сумма претензии с ее обоснованным расчетом;

5) требования заявителя;

6) иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

7) перечень прилагаемых к претензии документов.

Кто ищет?

Большинство международных авиакомпаний подключены к системе мирового поиска багажа. Поэтому составленный на компьютере акт сразу вносится в общую сеть поиска World Tracer, где система начинает искать соответствия между заявкой пассажира и информацией о найденном багаже. Пассажиру на руки выдается распечатка с номером заявки на розыск. Как только система показывает, что багаж найден, и указывает место его нахождения, сотрудник Lost & Found выясняет, через какое время багаж может быть доставлен, и информирует об этом пассажира. Как правило, багаж присылается ближайшим авиарейсом, а в случае, когда это занимает несколько дней, служба авиакомпании обеспечивает доставку на точно указанный адрес, оставленный пассажиром.

Сколько ждать?

Максимальное время поиска – 21 день. Как правило, багаж отыскивается гораздо раньше. Если в течение пяти дней с момента составления акта розыска ничего не найдено, пассажиру предлагают составить подробный список того, что было в чемодане. Этот список также вносится в общую систему поиска, и в 99% случаев багаж находится. А если за три недели его так и не нашли, багаж считается утерянным или украденным.

Кто виноват?

Наиболее распространенная причина утери багажа банальна – оторвалась бирочка, которая крепится на чемодан или сумку при регистрации на рейс в аэропорту. Если это случилось при транспортировке или перегрузке с рейса на рейс и определить, на какой самолет чемодан должен был быть погружен и кто его владелец невозможно, багаж передается в отдел Lost & Found. Хуже, если сумка потерялась при перелете с несколькими посадками или на разных авиакомпаниях. В этом случае может быть виноват, например, компьютерный сбой в системе регистрации или в системе погрузки. Это усложняет поиски. Бывает, что просто ошибся грузчик. Совсем безнадежный случай – если кому-то приглянулся ваш чемодан.

Кто поможет?

Нелегко оказаться в чужой стране, не имея при себе ни смены белья, ни зубной щетки, ни бритвы. Помочь в этой ситуации вам могут сотрудники авиакомпании. По закону они не обязаны оплачивать пассажиру покупку вещей первой необходимости, но редко кто из авиаперевозчиков рискует так портить себе репутацию. Солидные авиакомпании нередко сразу предлагают пассажиру деньги на все эти покупки – как правило, не более 250 долларов. Но основная масса авиаперевозчиков рассчитывается после того, как багаж нашелся. Для получения вынужденно потраченных вами денег задним числом понадобится представить авиакомпании чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта о потере багажа. Стоимость приобретенной одежды возмещается только на 50%.

Кто заплатит?

Если за 21 день ваш багаж не нашли, авиакомпания обязана оплатить материальный ущерб. Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок. Компенсация за полностью утраченный багаж рассчитывается по принципу 20 долларов за 1 кг веса. Общий вес определяется по багажному талону, который обычно крепится на авиабилете. Если чемодан по каким-либо причинам не был взвешен, то его вес оценивается в 35 кг. Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета, но расценки тут другие – 400 долларов вне зависимости от веса. По тем же тарифам оплачивается поврежденный багаж. В правилах авиаперевозчика пассажирам рекомендуется перевозить документы, деньги, лекарства, ключи, хрупкие вещи, антиквариат и драгоценности в ручной клади. Практически все авиакомпании заранее предупреждают, что не несут ответственности за потерю этих вещей.

Кто ответит?

Если вы согласны с тем, что 1 кг вашего багажа стоил 20 долларов, то можете спокойно наслаждаться отдыхом. Если же вы везли с собой блузку Hermes и туфли Prada, то вряд ли вас удовлетворит подобная "щедрость" авиакомпании. Решить проблему можно несколькими путями. Для начала нужно предъявить авиаперевозчику претензию, сопроводив ее письмом, в котором вежливо объясняется, что вы очень расстроены тем, что вашу рубашку стоимостью 2 тыс. долларов не просто порвали по дороге, но и оценили в 1% ее стоимости. Очень важны сроки подачи претензии. Если испорченный багаж вам выдали в аэропорту, направить претензию нужно не позднее 7 дней с момента получения вещей. Если искореженный чемодан вам привезли домой или в офис, срок увеличивается до 21 дня с момента доставки. При утрате багажа претензия подается в течение 18 месяцев. Если вам повезет и авиакомпания проникнется к вам состраданием, то можно получить в качестве компенсации до 5 тыс. долларов. Ну а если нет, авиаперевозчик должен отказать вам письменно. С этим отказом, а также экземпляром претензии можно обращаться в суд. Подавать иск можно в течение двух лет с того дня, когда багаж должен был прибыть в аэропорт назначения. Юристы утверждают, что практически всегда судьи становятся на сторону пассажира. В конце концов они ведь тоже иногда бывают пассажирами