Українська Русский English
Отдых в УкраинеСтатьи для туристов

Бонусные программы

2014-01-17 | просмотров: 2346

Чтобы удержать старых клиентов, привлечь новых, а также стимулировать и тех и других больше летать, авиакомпании придумывают заманчивые бонусные программы. Они могут называться по-разному: программы премирования пассажиров, программы для часто летающих пассажиров, накопление миль… Но суть всегда одна: вам достается бонус, который можно обменять на услугу. Однако перед этим придется разобраться в запутанных правилах.

Бонус Бонус Бонус Бонус

За что дают бонусы?

Первый шаг к тому, чтобы накопить бонусов на бесплатный билет или большую скидку, — разобраться, за что их дают. Самый распространенный вариант — это обмен бонусов на сухопутные мили, так как именно в милях в гражданской авиации чаще всего считают расстояния. Соответственно, чем больше миль пассажир налетал именно с этой авиакомпанией, тем больше бонусов ему полагается. Мильной системой пользуется, например, компания S7 и большинство американских и европейских авиакомпаний. Многие российские авиакомпании тем не менее тоже начисляют бонусы в соответствии с расстоянием, однако называют это по-своему: привилегии, баллы, километры…

Правда, это еще не все. Мили бывают разные: мили эконом-класса разительно отличаются от миль за бизнес-перелет. Допустим, за перелет в эконом-классе вам начислили 1000 миль, при этом все люди из бизнес-класса получили за этот же маршрут 1500 миль, за полет в первом классе — 2000. Почему? Расстояние ведь было одинаковым. Просто потому, что большинство авиакомпаний начисляет от 120 до 250% миль за полет в повышенном классе.

Некоторые авиакомпании не приветствуют классический подход и придумывают свои системы измерения. Например, дают бонусы не за расстояние, а за количество совершенных с этой авиакомпанией рейсов: то есть пассажир, трижды пролетевший 2000 миль, получит в три раза больше, чем пассажир, одним рейсом преодолевший сразу 6000. Другие авиакомпании дают так называемые «Рублевые бонусы», то есть поощряют пассажира не за расстояние, класс билета и взлеты, а за стоимость билета. К примеру, Уральские авиалинии и «Колавиа» возвращают пассажирам в виде бонусов 10% стоимости билета. По такому же принципу работают и крупные сайты по поиску и продаже билетов: от каждой покупки на данном сайте пассажир получает небольшой процент: как правило, не больше 2%, зато это прибавка сверху к существующим бонусам авиакомпании.

Кроме того, есть коллаборации между авиакомпанией и другой организацией, например банком. Так, у «Аэрофлота» есть специальная карта «Аэрофлот бонус» в девяти разных банках, и чем больше денег вы тратите, используя эту кредитную или дебетовую карту, тем больше бонусов сможете получить в дальнейшем. Такие смешанные программы не ограничены только банком, скидку на билеты можно получить при бронировании отелей, при использовании проката машин, при подписке на журнал и так далее — все ограничивается только фантазией авиакомпании. К сожалению, из-за такого широкого разнообразия поощрительных вариантов придется внимательно разбираться в каждом конкретном случае. Для этого можно просто позвонить в интересующую вас авиакомпанию и узнать обо всех бонусных и партнерских программах, действующих на данный момент.

Как попасть на программу?

Большинство зарубежных авиакомпаний регистрирует вас на бонусную программу по вашему аккаунту на их сайте. То есть при покупке билета вы автоматически получаете бонус, и когда вы возвращаетесь на сайт по старому логину и паролю, вас уже ждет сюрприз — сохраненные с прошлого раза бонусы.

В российских и некоторых иностранных авиакомпаниях все немножко сложней: вас скорее всего попросят заполнить специальную анкету на выдачу бонусной карты. Карту пришлют по почте, на ней будет номер участника. То есть каждый раз, когда вы хотите получить бонусы или расплатиться бонусами, нужно иметь при себе эту карту с номером.

Если вы получаете бонус по партнерской программе: с банковской карты, с отеля или подписки, то начисления на ваш счет, скорее всего, делает партнерская организация. Так что не забудьте поинтересоваться, начислят ли вам бонус в конце года, единоразово при покупке партнерской услуги, или будут рассчитывать каждый месяц отдельно — это очень важно, чтобы оценить выгодность предложения и не забыть проверить, как копятся баллы.

Что делать с накопленными бонусами?

Незамедлительно тратить! Чаще всего авиакомпании предлагают вам два варианта: бесплатный перелет или повышение класса обслуживания. Обычно для бесплатного перелета придется накопить немало миль: оплачивать билет частично бонусами, частично наличными, как правило, не разрешается. То есть вам нужны мили на полный перелет. Сколько понадобится миль, зависит от дальности перелета: скажем, слетать из Москвы в Париж стоит около 15 000 миль, при этом если вы летите за наличные, по тому же маршруту вам начислят всего около 600 миль.

Не стоит забывать об еще одном важном моменте: мили оплачивают только стоимость билета, а топливный сбор, аэропортный сбор, налоги и прочие сборы придется оплачивать наличными сверху. К сожалению, в некоторых аэропортах мира цена топливного сбора может быть равна цене билета. Еще одна неприятность: бонусные билеты очень тяжело вернуть, а обменять можно только с доплатой. Кроме того, у авиакомпаний существует лимит на количество проданных за баллы и мили билетов, так что покупкой лучше озадачиться заблаговременно. Если вы собираетесь совершить перелет на Новый год, майские праздники или в середине лета, лучше бронировать как минимум за два-три месяца вперед.

С повышением класса обслуживания дела обстоят проще: на это зачастую требуется меньше бонусов, чем для полноценного бесплатного перелета. В среднем это ровно половина стоимости билета, и не нужно доплачивать сборы и налоги. Накопленные мили также могут повысить ваш статус в программе и обеспечить доступ к таким приятным бонусам, как бизнес-лаунджи, приоритет на посадку, увеличенная норма багажа и более продолжительный срок годности ваших бонусов. Для примера, «Золотой статус» в «Аэрофлоте» соответствует 50 000 миль, а «Платиновый» — 100 000.

Срок годности и конвертация

К сожалению, у бонусов тоже есть свой срок годности: самые строгие программы позволяют использовать их в течение года, обычно — в течение 2-3 лет с момента поступления на счет. Это значит, что если вы накопили немножко бонусов и их не хватает, чтобы обменять ни на один билет, они автоматически сгорят после обозначенного в контракте срока. Вернуть или восстановить их невозможно. Иногда авиакомпании продляют срок действия всех накопленных миль, если вы совершаете хотя бы один перелет в несколько лет.

Плохая новость в том, что если вы летаете раз-два в год, скорее всего, этого будет недостаточно, чтобы накопить на бесплатный билет. Но есть и хорошая новость: посмотрите другие партнерские программы с банками и отелями. По подсчетам аналитиков, количество миль, которые выдаются по партнерским программам (и в частности, в партнерстве с банками), гораздо выше, чем количество миль, выдаваемых напрямую за совершенный перелет.

К счастью, чтобы накопить больше бонусов, совсем не обязательно летать одной и той же авиакомпанией. Почти все авиакомпании, которые летают за границу, входят в тот или иной альянс: Sky Team, Executive Club, AAdvantage и множество других, так что бонусы можно зарабатывать и тратить не в рамках одной компании, а в рамках одного альянса, что значительно расширяет горизонты.

Большинство авиакомпаний считают бонусы вашим личным достижением, то есть их нельзя продавать другим людям, их невозможно обменять. Но если вам хватает миль на покупку целого билета, то он может быть куплен на любое имя. Это оставляет возможность продать своим мили или подарить их близкому человеку. Говоря по секрету, существуют сайты, которые могут конвертировать ваши бонусы в бонусы другой авиакомпании или другого альянса, но при обмене можно потерять значительную сумму. Как и все поощрительные системы, бонусные баллы авиакомпаний нельзя забрать наличными.